5 декабря 1941 года начался наступательный этап битвы под Москвой.
Сражение развернулось на пространстве, границы которого на севере проходили по реке Волге от Калязина до Ржева, на западе — по рокадной железнодорожной линии Ржев — Вязьма — Брянск, на юге — по условной линии Ряжск — Горбачёво — Дятьково.

Общий ход операции «Тайфун» в октябре 1941 года

Первым наступление начал Калининский фронт, затем – Западный, правое крыло Юго-Западного. Цель операции – отодвинуть фронт как можно дальше от столицы. Была полностью очищена от захватчиков Рязанская область, практически целиком – Московская и Тульская, частично – другие территории. Отчаянно сопротивляющегося врага отбросили на 100-250 км на запад.Это было первое крупное поражение Германии в Великой Отечественной войне.


Красная Армия в битве под Москвой впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск. Это была наша первая стратегическая победа над вермахтом. До этого Советские Вооруженные Силы уже осуществили ряд серьёзных операций, замедливших продвижение вермахта на всех трёх главных направлениях его ударов. Тем не менее они по своим масштабам и результатам уступают великой битве у стен советской столицы.


— Г. К. Жуков. «Воспоминания и размышления» М. 1971

Вопреки распространённой сегодня точке зрения, многие немецкие генералы высоко оценивали боевые качества красноармейцев. Через месяц боёв Гальдер записывает окончательный и крайне неприятный для германского командования вывод, сделанный фельдмаршалом Браухичем:


«Своеобразие страны и своеобразие характера русских придаёт кампании особую специфику. Первый серьёзный противник».

Министр пропаганды Геббельс, перед началом вторжения считавший, что «большевизм рухнет как карточный домик», уже 2 июля записывает в дневнике:


В общем, происходят очень тяжелые бои. О «прогулке» не может быть и речи. Красный режим мобилизовал народ. К этому прибавляется ещё и баснословное упрямство русских. Наши солдаты еле справляются. Но до сих пор все идет по плану. Положение не критическое, но серьёзное и требует всех усилий.


— Приводится по тексту издания: Е. М. Ржевская «Геббельс. Портрет на фоне дневника», 1994

Начальник штаба 4-й немецкой армии Г. Блюментрит считал, что ситуация, в которой находятся немецкие войска схожа с войной 1812 года:

Гитлер верил, что он один сможет избавить свою армию от катастрофы, которая неотвратимо надвигалась под Москвой. И если говорить откровенно, он этого действительно добился. Его фанатичный приказ, обязывавший войска стойко держаться на каждой позиции и в самых неблагоприятных условиях, был, безусловно, правильным. Гитлер инстинктивно понял, что любое отступление по снегам и льду через несколько дней приведёт к распаду всего фронта, и тогда немецкую армию постигла бы та же участь, что и Великую армию Наполеона…


— «Роковые решения». М.: Военное издательство. 1958

Победа в этом сражении дала возможность развить наступление на запад советских войск, отодвинув немцев от столицы.

Рубрики: Хроника

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *